Воспитатель Дорофеева Анна Васильевна (МБДОУ д|с №27 "Чароит")

" Проект по ознакомлению детей дошкольного возраста с искусством приготовления и декорирования кондитерских изделий «Выпекаем праздник»"

Проект по ознакомлению детей дошкольного возраста с искусством приготовления и декорирования кондитерских изделий «Выпекаем праздник»

Паспорт проекта «Выпекаем праздник»

 Название проекта: " Проект по ознакомлению детей дошкольного возраста с искусством приготовления и декорирования кондитерских изделий «Выпекаем праздник»"

Вид проекта:

Количественный критерий: групповой;

Критерий продолжительности: долгосрочный (проект начат 17 ноября 2014 г.);

Критерий доминирования вида продуктивной деятельности: ознакомительно-ориентировочный, практико-ориентированный, опытно-экспериментальный, творческий.

Интеграция образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие».

 Участники проекта: дети ясельной группы, дети второй младшей группы, дети средней группы, дети старшей группы, дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель, зам. по технике безопасности, педагог-психолог, повар ДОУ, ст. медсестра ДОУ, специалист по питанию, учитель-логопед.

Актуальность:

Сегодня мы живем в «суетном» мире, когда каждая минута дорога, жизнь «расписана» вперед на несколько недель, детей из детского сада забираем на ходу, подгоняя стандартными фразами: «Давай, быстрее, скорее, мама опаздывает, нам еще нужно успеть в магазин…что ты так долго копаешься, давай я сама тебя одену» - и продолжаем одеваем своего малыша, который уже вполне может справиться сам, если б не мамина спешка. Тоже самое происходит и дома. «Те трогай ничего, я сама все приготовлю, а то потом переделывай за тобой. У меня нет на это времени!» -говорит мама своему малышу, когда он решил поиграть в повара на кухне.  Ребенок тянется к трудовым действиям, а мы сами же его от них отталкиваем. В итоге удивляемся и ищем сочувствия и поддержки в интернет ной паутине, которая не всегда дает хорошие советы. Если нас пригласили на День Рождения малыша, мы по-быстренькому покупаем подарок и какую-то брендовую сладость, не обращая внимание на то, из каких ингредиентов она состоит. К сожалению, сегодня большинство детей знают только праздник Новый Год и День своего Рождения. И это не их вина. Когда-то, давным-давно, все детки ходили «колядовать» на Рождество, пекли булочки-веснянки на Масленицу со своими мамами и бабушками, помогали украшать Пасхальные куличи и носили их поутру освещать в храм. Взрослые жили размеренной жизнью, готовились к праздникам заранее, готовили пищу из натуральных продуктов и приучали деток трудиться с малых лет.

«Так что же делать нам и нашим детям» - спросите вы?

В наши дни уже возрождается интерес к различным народным традициям и обычаям. Сейчас все более пристально привлекает к себе внимание искусство приготовления кондитерских изделий вместе с детьми.

 

 Проблема:

Увеличение содержания вредных и опасных для здоровья дошкольника веществ в кондитерских изделиях нашего поколения.

Нежелание родителей из-за нехватки времени приобщать детей к труду на кухне в целях изготовления натуральных «вкусностей».

Недостаточное знание национальной русской праздничной выпечки.

 

Цель проекта:

Ознакомление детей дошкольного возраста с искусством приготовления и декорирования кондитерских изделий. Проведение тематических выставок, мастер-класса по росписи медового пряника, участие в различных конкурсах и мероприятиях.

Задачи проекта:

• Приобщить современного ребенка в условиях быстрого роста технического прогресса к ручному труду через познание и изучение искусства приготовления кондитерских изделий;

 • Познакомить детей с профессией кондитера, с его профессиональными действиями, с предметами-помощниками;

• Познакомить с историей возникновения первой сладости в Древней Руси-медовым пряником.

• Развивать представление о различных видах кондитерских изделий, местом их производства и реализации.

• Познакомить с процессом приготовления изделий, привлечь детей к выпечке и декорированию печенья, имбирно-медового пряника, пасхального кулича, баранок, сдобного пирога с вареньем, Московского калача и т.д; сформировать у детей навыки изготовления и украшения силуэтных пряников;

• Провести инструктаж по технике безопасности на кухне;

• Формировать коммуникативные навыки и умения взаимодействия со сверстниками и взрослыми в процессе общей деятельности;

• Расширять представления детей о характере творческой деятельности мастера, воспитывать у них бережное отношение к народному искусству и его создателям;

• Стимулировать желание детей и родителей воссоздать и сохранить традиции изготовления русской выпечки к празднику в семье;

• Обратить внимание на многообразие выпечки, которую мамы могут приготовить дома своими руками;

• Развивать представление детей о пользе и вреде сладостей, о «полезных» и «вредных» продуктах.

• Развивать любознательность, познавательную активность детей, трудовые навыки, творческие способности детей и художественно-эстетический вкус воспитанников;

• Привлечь родителей к проектной деятельности в группе;

• Воспитывать уважение к труду взрослых, интерес к здоровому образу жизни.

• Создать комфортную среду общения, где каждый ребенок сможет раскрыть все свои творческие способности.

Гипотеза

Если уже с дошкольного возраста начать приучать детей трудиться через цикл мероприятий и экскурсий, комплексных занятий и праздников, тематических выставок по изучению искусства приготовления национальных кондитерских изделий; создавать благоприятную среду общения на различных занятиях, мероприятиях, где каждый воспитанник раскроет большинство своих творческих потенциалов; окружить знаниями и дать  практические навыки по приготовлению конкретных кондитерских изделий, дать исторические данные в интересной игровой  форме,  и все это заправить поддержкой родителей дома, то на выходе мы получим трудолюбивое, доброе, отзывчивое, ответственное, творческое, умеющее трудиться, знающее и ценящее свою историю и Родину, здоровое поколение.

Предполагаемый результат:

• Образовательные: Дети познакомились с работой и профессией кондитера; с разнообразием кондитерских изделий; с историей возникновения первой сладости в Древней Руси-медовым пряником, с различными видами теста и их замесом, с процессом приготовления печенья из песочного теста, имбирно-медового пряника из заварного теста, Пасхального кулича из бисквитного теста, баранок, сетчатого пирога с вареньем, Московского калача и с другой выпечкой из дрожжевого теста.

• Развивающие: Развивается любознательность, познавательная активность детей, интерес к труду взрослых, трудовые навыки, мелкая моторика пальцев рук, связная речь;

• Воспитательные: Воспитываются уважение к труду взрослых; привычка к здоровому образу жизни.

• Совместная работа с семьей: Вызвали интерес родителей к проектной деятельности в группе. Заинтересовали в создании кулинарного уголка в группе «Выпекаем праздник», а также в изготовлении пазлов «Все для выпечки». Приняли активное участие в родительском собрании с чаепитием, а также в утреннике, посвященном международному женскому дню 8 марта. Провели анкетирование и консультации.

Предварительная работа:

• Совместно с родителями и детьми найти информационные материалы по теме (сказки, стихи, мультфильмы, рецепты выпечки и др.) ;

• Подготовка педагогом познавательной презентации о поваре-кондитере;

• Беседа о пользе и вреде сладкого;

• Изготовление коллекции шаблонов для вырезания из теста пряников и печения.

• Рисование «Красивый тортик»;

• Изготовление дидактической игры : «Технологические карты».

• Изготовление с детьми различных кондитерских изделий к каждому празднику.

Взаимодействие с родителями:

• Анкетирование для родителей. Тема: «Кондитерское искусство».

• Консультация для родителей. Тема: «С какого возраста необходимо приобщать ребенка к кухне? Так ли это необходимо?»

• Привлечение родителей к изготовлению пазлов двух уровней сложности по теме: «Все для выпечки».

• Привлечение родителей 2 мл. группы и старшей группы к активному участию в утренниках, посвященных празднику 8 марта.

• Родительское собрание с чаепитием.

• Выставка кондитерских изделий, приготовленных мамами воспитанников «Секреты семейных сладостей».

• Создание уголка кондитера в группе «Выпекаем праздник».

Взаимодействие со специалистами:

• Беседа с зам. по безопасности ДОУ. Тема: «Правила безопасного поведения на кухне».

• Беседа со специалистом по питанию ДОУ. Тема: «Экскурсия на кухню».

• Беседа со старшей медсестрой ДОУ. Тема: «Польза и вред сладостей».

• Консультация для родителей от педагога-психолога. Тема: «».

• Консультация для родителей от учителя-логопеда. Тема: «».

• Практическое участие в открытом занятии воспитателя ясельной группы. Тема: «Ай, баранки, калачи! (конспект, фото)».

• Практическое участие в утренниках, посвященных празднованию международного женского дня 8 марта во второй младшей и старшей группах. Взаимодействие с музыкальным руководителем. (сценарии утренников, фото).

Видео:

Просмотр мультфильма «Сладкая сказка».

Игры

Дидактические:

«Собери кондитерское изделие», «помощники повара»,

«Назови сладости»,

«Назови полезные сладости»

Сюжетно – ролевые:

с. р. и. «Кондитерская»

Формы проведения презентации:

1. Создание презентации проекта в электронном виде.

2. Выставка работ детей по рисованию «Красивый тортик».

3. Выпечка и краткая история различных кондитерских изделий к каждому главному календарному празднику. (День Матери, Новый Год, Рождество, 23 февраля, 8 марта, и т.д.)

4. Выставка «Секреты семейных сладостей».

5. Итогом проекта стало проведение родительского собрания с чаепитием, на котором дети угощали своих родителей русским пирогом, сделанным совместно с воспитателем, а также выпечкой, сделанной мамами воспитанников.

Результаты проекта:

• дети познакомились с профессией кондитера, с его профессиональными действиями, с предметами-помощниками;

• Ребята узнали историю возникновения первой сладости в Древней Руси- медового пряника;

• Познакомились с процессом приготовления кондитерских изделий. Научились выпекать и декорировать имбирно-медовый пряник, различное фигурное печенье, Пасхальные куличи, Рождественский пирог, баранки, калачи и т.д. У детей сформировались навыки изготовления и украшения силуэтных пряников, расширилось представление о характере творческой деятельности мастера;

• Ребята приобщились к ручному труду через познание и изучение искусства приготовления кондитерских изделий, и у них возникло желание воссоздавать и сохранять традиции изготовления русской выпечки к празднику в семье;

• Воспитанники узнали правила безопасного поведения на кухне, а также о «полезных» и «вредных» продуктах;

• У детей сформировались коммуникативные навыки и умения взаимодействия со сверстниками и взрослыми в процессе общей деятельности,

• Развились любознательность, познавательная активность, творческие способности и художественно-эстетический вкус детей;

• Удалось создать комфортную, неформальную среду общения, где каждый ребенок проявил свои творческие способности. Были выявлены большие успехи отдельных детей, чьи родители активно увлеклись проектом.

Оценка эффективности: проводилась по трем направлениям: воспитатель, дети, родители, посредством бесед, наблюдений, изучения и анализа результатов проекта. После окончания проекта было проведено анкетирование педагогов и родителей воспитанников группы по оценке эффективности проекта, подтвердившее высокую результативность и удовлетворенность участием в проекте по ознакомлению детей дошкольного возраста с изготовлением и декорированием кондитерских изделий «Выпекаем праздник» всех участников.

Выводы:

Реализация долгосрочного проекта по знакомству детей младшего дошкольного возраста с искусством изготовления и декорирования кондитерских изделий «Выпекаем праздник» позволила нам заложить в воспитанниках основы патриотического воспитания, любви к народному искусству выпечки, расширила представления воспитанников об особенностях подготовки и проведения праздников. Художественно-эстетическая составляющая проекта-роспись пряников и печенья-способствовала развитию творческих способностей детей дошкольного возраста, воображения, фантазии, активно формировалась в процессе изготовления пряников, пирогов, печенья, мелкая моторика и коммуникативные навыки, навыки взаимодействия в коллективе.

Знакомство с различной выпечкой помогло незаметно формировать у ребят интерес к окружающему миру, способствовало развитию чувства радости при постижении неизведанного, привитию уважительного отношения к труду и любви к народным традициям.

По завершению проекта «Выпекаем праздник» мы планируем продолжить эту работу в дальнейшем, активно привлечь к кондитерскому искусству семьи воспитанников и педагогов-коллег, чтобы традиционное мастерство изготовления кондитерских изделий, пришедшее к нам из глубины веков, продолжало жить и радовать всех от мала до велика.

121f325570c77496df707246ed58bd59.jpg

947d85cc6ce23c9e45cd0d04897cc785.jpg

be5c4706a0bc42b2f9ada7989899d94e.jpg 

aea4a879b45ecf45a008b6bf346367e7.jpg

346a63fa5f105a2d73e1709440ceb62a.jpg

d2ccff6d7a557f74be6fdab0ab011ac0.jpg

f42c448e218dc4d606591b5f6317c97a.jpg

6fd48e7c2e6654ea9822bd1a45ad866a.jpg

cdba4373e36cfb2165189adc50d9bd05.jpg

acfe325ad7aedddb31befd7ec7941ab0.jpg

f425b493efc8edfb04f6f455b4bea344.jpg

4db99cc79fdb369d725a3173d715ae74.jpg

98aace5a1239881917e445788f586852.jpg

b78341b86cd5dedace1a263e3bce203d.jpg

3b7f1565fae85378e400b56706ae52d5.jpg

be068ad133906ec9bd0fdd2624bef056.jpg

6a090306bb1ca672fb1dd07f73db8c28.jpg

ba28afec95ecc1788e70330589c3968c.jpg

befe83ab56b22bcdbe40d0020de67074.jpg

c907c409c82405578fdc964dad991309.jpg

d96f2ba9cde88e9d815958142b09621e.jpg

6efa0f45f2b28777aadea6fa651fdd28.jpg

2398e0b6278b8f87593569b983e2a775.jpg

a9bd9b553382253db78b19ffc251763f.jpg

47f52b6052fee76360a8ccc5aebbcb77.jpg

8bc9e482b638b83ba89cd35d606c7721.jpg

0cbe055b3feb6109a43e8adcc8de2953.jpg

44199d7a6d857e02ee82d79d6cc1ff29.jpg

12 марта 2016 в 19:04

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.