Воспитатель Дорофеева Анна Васильевна (МБДОУ д|с №27 "Чароит")
" Проект по ознакомлению детей дошкольного возраста с искусством приготовления и декорирования кондитерских изделий «Выпекаем праздник»"Проект по ознакомлению детей дошкольного возраста с искусством приготовления и декорирования кондитерских изделий «Выпекаем праздник» Паспорт проекта «Выпекаем праздник» Название проекта: " Проект по ознакомлению детей дошкольного возраста с искусством приготовления и декорирования кондитерских изделий «Выпекаем праздник»" Вид проекта: Количественный критерий: групповой; Критерий продолжительности: долгосрочный (проект начат 17 ноября 2014 г.); Критерий доминирования вида продуктивной деятельности: ознакомительно-ориентировочный, практико-ориентированный, опытно-экспериментальный, творческий. Интеграция образовательных областей:
Участники проекта: дети ясельной группы, дети второй младшей группы, дети средней группы, дети старшей группы, дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель, зам. по технике безопасности, педагог-психолог, повар ДОУ, ст. медсестра ДОУ, специалист по питанию, учитель-логопед. Актуальность: Сегодня мы живем в «суетном» мире, когда каждая минута дорога, жизнь «расписана» вперед на несколько недель, детей из детского сада забираем на ходу, подгоняя стандартными фразами: «Давай, быстрее, скорее, мама опаздывает, нам еще нужно успеть в магазин…что ты так долго копаешься, давай я сама тебя одену» - и продолжаем одеваем своего малыша, который уже вполне может справиться сам, если б не мамина спешка. Тоже самое происходит и дома. «Те трогай ничего, я сама все приготовлю, а то потом переделывай за тобой. У меня нет на это времени!» -говорит мама своему малышу, когда он решил поиграть в повара на кухне. Ребенок тянется к трудовым действиям, а мы сами же его от них отталкиваем. В итоге удивляемся и ищем сочувствия и поддержки в интернет ной паутине, которая не всегда дает хорошие советы. Если нас пригласили на День Рождения малыша, мы по-быстренькому покупаем подарок и какую-то брендовую сладость, не обращая внимание на то, из каких ингредиентов она состоит. К сожалению, сегодня большинство детей знают только праздник Новый Год и День своего Рождения. И это не их вина. Когда-то, давным-давно, все детки ходили «колядовать» на Рождество, пекли булочки-веснянки на Масленицу со своими мамами и бабушками, помогали украшать Пасхальные куличи и носили их поутру освещать в храм. Взрослые жили размеренной жизнью, готовились к праздникам заранее, готовили пищу из натуральных продуктов и приучали деток трудиться с малых лет. «Так что же делать нам и нашим детям» - спросите вы? В наши дни уже возрождается интерес к различным народным традициям и обычаям. Сейчас все более пристально привлекает к себе внимание искусство приготовления кондитерских изделий вместе с детьми.
Проблема: Увеличение содержания вредных и опасных для здоровья дошкольника веществ в кондитерских изделиях нашего поколения. Нежелание родителей из-за нехватки времени приобщать детей к труду на кухне в целях изготовления натуральных «вкусностей». Недостаточное знание национальной русской праздничной выпечки.
Цель проекта: Ознакомление детей дошкольного возраста с искусством приготовления и декорирования кондитерских изделий. Проведение тематических выставок, мастер-класса по росписи медового пряника, участие в различных конкурсах и мероприятиях. Задачи проекта: • Приобщить современного ребенка в условиях быстрого роста технического прогресса к ручному труду через познание и изучение искусства приготовления кондитерских изделий; • Познакомить детей с профессией кондитера, с его профессиональными действиями, с предметами-помощниками; • Познакомить с историей возникновения первой сладости в Древней Руси-медовым пряником. • Развивать представление о различных видах кондитерских изделий, местом их производства и реализации. • Познакомить с процессом приготовления изделий, привлечь детей к выпечке и декорированию печенья, имбирно-медового пряника, пасхального кулича, баранок, сдобного пирога с вареньем, Московского калача и т.д; сформировать у детей навыки изготовления и украшения силуэтных пряников; • Провести инструктаж по технике безопасности на кухне; • Формировать коммуникативные навыки и умения взаимодействия со сверстниками и взрослыми в процессе общей деятельности; • Расширять представления детей о характере творческой деятельности мастера, воспитывать у них бережное отношение к народному искусству и его создателям; • Стимулировать желание детей и родителей воссоздать и сохранить традиции изготовления русской выпечки к празднику в семье; • Обратить внимание на многообразие выпечки, которую мамы могут приготовить дома своими руками; • Развивать представление детей о пользе и вреде сладостей, о «полезных» и «вредных» продуктах. • Развивать любознательность, познавательную активность детей, трудовые навыки, творческие способности детей и художественно-эстетический вкус воспитанников; • Привлечь родителей к проектной деятельности в группе; • Воспитывать уважение к труду взрослых, интерес к здоровому образу жизни. • Создать комфортную среду общения, где каждый ребенок сможет раскрыть все свои творческие способности. Гипотеза Если уже с дошкольного возраста начать приучать детей трудиться через цикл мероприятий и экскурсий, комплексных занятий и праздников, тематических выставок по изучению искусства приготовления национальных кондитерских изделий; создавать благоприятную среду общения на различных занятиях, мероприятиях, где каждый воспитанник раскроет большинство своих творческих потенциалов; окружить знаниями и дать практические навыки по приготовлению конкретных кондитерских изделий, дать исторические данные в интересной игровой форме, и все это заправить поддержкой родителей дома, то на выходе мы получим трудолюбивое, доброе, отзывчивое, ответственное, творческое, умеющее трудиться, знающее и ценящее свою историю и Родину, здоровое поколение. Предполагаемый результат: • Образовательные: Дети познакомились с работой и профессией кондитера; с разнообразием кондитерских изделий; с историей возникновения первой сладости в Древней Руси-медовым пряником, с различными видами теста и их замесом, с процессом приготовления печенья из песочного теста, имбирно-медового пряника из заварного теста, Пасхального кулича из бисквитного теста, баранок, сетчатого пирога с вареньем, Московского калача и с другой выпечкой из дрожжевого теста. • Развивающие: Развивается любознательность, познавательная активность детей, интерес к труду взрослых, трудовые навыки, мелкая моторика пальцев рук, связная речь; • Воспитательные: Воспитываются уважение к труду взрослых; привычка к здоровому образу жизни. • Совместная работа с семьей: Вызвали интерес родителей к проектной деятельности в группе. Заинтересовали в создании кулинарного уголка в группе «Выпекаем праздник», а также в изготовлении пазлов «Все для выпечки». Приняли активное участие в родительском собрании с чаепитием, а также в утреннике, посвященном международному женскому дню 8 марта. Провели анкетирование и консультации. Предварительная работа: • Совместно с родителями и детьми найти информационные материалы по теме (сказки, стихи, мультфильмы, рецепты выпечки и др.) ; • Подготовка педагогом познавательной презентации о поваре-кондитере; • Беседа о пользе и вреде сладкого; • Изготовление коллекции шаблонов для вырезания из теста пряников и печения. • Рисование «Красивый тортик»; • Изготовление дидактической игры : «Технологические карты». • Изготовление с детьми различных кондитерских изделий к каждому празднику. Взаимодействие с родителями: • Анкетирование для родителей. Тема: «Кондитерское искусство». • Консультация для родителей. Тема: «С какого возраста необходимо приобщать ребенка к кухне? Так ли это необходимо?» • Привлечение родителей к изготовлению пазлов двух уровней сложности по теме: «Все для выпечки». • Привлечение родителей 2 мл. группы и старшей группы к активному участию в утренниках, посвященных празднику 8 марта. • Родительское собрание с чаепитием. • Выставка кондитерских изделий, приготовленных мамами воспитанников «Секреты семейных сладостей». • Создание уголка кондитера в группе «Выпекаем праздник». Взаимодействие со специалистами: • Беседа с зам. по безопасности ДОУ. Тема: «Правила безопасного поведения на кухне». • Беседа со специалистом по питанию ДОУ. Тема: «Экскурсия на кухню». • Беседа со старшей медсестрой ДОУ. Тема: «Польза и вред сладостей». • Консультация для родителей от педагога-психолога. Тема: «». • Консультация для родителей от учителя-логопеда. Тема: «». • Практическое участие в открытом занятии воспитателя ясельной группы. Тема: «Ай, баранки, калачи! (конспект, фото)». • Практическое участие в утренниках, посвященных празднованию международного женского дня 8 марта во второй младшей и старшей группах. Взаимодействие с музыкальным руководителем. (сценарии утренников, фото). Видео: Просмотр мультфильма «Сладкая сказка». Игры Дидактические: «Собери кондитерское изделие», «помощники повара», «Назови сладости», «Назови полезные сладости» Сюжетно – ролевые: с. р. и. «Кондитерская» Формы проведения презентации: 1. Создание презентации проекта в электронном виде. 2. Выставка работ детей по рисованию «Красивый тортик». 3. Выпечка и краткая история различных кондитерских изделий к каждому главному календарному празднику. (День Матери, Новый Год, Рождество, 23 февраля, 8 марта, и т.д.) 4. Выставка «Секреты семейных сладостей». 5. Итогом проекта стало проведение родительского собрания с чаепитием, на котором дети угощали своих родителей русским пирогом, сделанным совместно с воспитателем, а также выпечкой, сделанной мамами воспитанников. Результаты проекта: • дети познакомились с профессией кондитера, с его профессиональными действиями, с предметами-помощниками; • Ребята узнали историю возникновения первой сладости в Древней Руси- медового пряника; • Познакомились с процессом приготовления кондитерских изделий. Научились выпекать и декорировать имбирно-медовый пряник, различное фигурное печенье, Пасхальные куличи, Рождественский пирог, баранки, калачи и т.д. У детей сформировались навыки изготовления и украшения силуэтных пряников, расширилось представление о характере творческой деятельности мастера; • Ребята приобщились к ручному труду через познание и изучение искусства приготовления кондитерских изделий, и у них возникло желание воссоздавать и сохранять традиции изготовления русской выпечки к празднику в семье; • Воспитанники узнали правила безопасного поведения на кухне, а также о «полезных» и «вредных» продуктах; • У детей сформировались коммуникативные навыки и умения взаимодействия со сверстниками и взрослыми в процессе общей деятельности, • Развились любознательность, познавательная активность, творческие способности и художественно-эстетический вкус детей; • Удалось создать комфортную, неформальную среду общения, где каждый ребенок проявил свои творческие способности. Были выявлены большие успехи отдельных детей, чьи родители активно увлеклись проектом. Оценка эффективности: проводилась по трем направлениям: воспитатель, дети, родители, посредством бесед, наблюдений, изучения и анализа результатов проекта. После окончания проекта было проведено анкетирование педагогов и родителей воспитанников группы по оценке эффективности проекта, подтвердившее высокую результативность и удовлетворенность участием в проекте по ознакомлению детей дошкольного возраста с изготовлением и декорированием кондитерских изделий «Выпекаем праздник» всех участников. Выводы: Реализация долгосрочного проекта по знакомству детей младшего дошкольного возраста с искусством изготовления и декорирования кондитерских изделий «Выпекаем праздник» позволила нам заложить в воспитанниках основы патриотического воспитания, любви к народному искусству выпечки, расширила представления воспитанников об особенностях подготовки и проведения праздников. Художественно-эстетическая составляющая проекта-роспись пряников и печенья-способствовала развитию творческих способностей детей дошкольного возраста, воображения, фантазии, активно формировалась в процессе изготовления пряников, пирогов, печенья, мелкая моторика и коммуникативные навыки, навыки взаимодействия в коллективе. Знакомство с различной выпечкой помогло незаметно формировать у ребят интерес к окружающему миру, способствовало развитию чувства радости при постижении неизведанного, привитию уважительного отношения к труду и любви к народным традициям. По завершению проекта «Выпекаем праздник» мы планируем продолжить эту работу в дальнейшем, активно привлечь к кондитерскому искусству семьи воспитанников и педагогов-коллег, чтобы традиционное мастерство изготовления кондитерских изделий, пришедшее к нам из глубины веков, продолжало жить и радовать всех от мала до велика.
12 марта 2016 в 19:04
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.